Требования, предъявляемые к психоаналитической подготовке
05.12.2013 20:23

Международная психоаналитическая ассоциация
Европейская психоаналитическая федерация
Психоаналитический институт для Восточной Европы имени Хан Гроен-Праккен (ПИВЕ)

Институт проводит отбор, практическое и теоретическое обучение кандидатов из стран Восточной Европы, где нет в настоящее время институтов, которые могут выполнять данные функции, а также, при успешном окончании обучения, дает рекомендации кандидатам для получения прямого членства в Международной психоаналитической ассоциации.

Мы исходим из того, что выпускники нашего Института (получившие прямое членство в МПА) сформируют учебные группы (study groups) которые, в свою очередь, получат статус временного общества (Provisional society), а затем – общества-члена МПА (Component society).

При подготовке психоаналитиков, Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ) следует принципам, принятым Международной психоаналитической ассоциацией (МПА), основанной Зигмундом Фрейдом, объединившей психоаналитические общества всего мира. Начиная с 1920-х годов, критерии обучения в МПА основаны на трехсоставной модели подготовки, в которую включены:

• личный анализ кандидата;
• супервизии первых психоаналитических случаев;
• теоретическое обучение в форме семинаров и школ.

Институт будет рекомендовать исполнительному совету МПА кандидатов, прошедших все три вида подготовки с наибольшим успехом, для предоставления им прямого членства в МПА.

Цель Института – подготовка психоаналитиков, обладающих таким же уровнем профессионализма, как в любом другом психоаналитическом институте МПА. Условия, содержание и инструментарий обучающего процесса формируются индивидуально, исходя из стоящих перед кандидатами целей и задач.

Здесь необходимо особо подчеркнуть: психоаналитическое образование не прекращается со сдачей контрольных случаев, когда кандидат становится членом МПА, но продолжается постоянно на протяжении всей профессиональной жизни аналитика. Закончив формальный период подготовки, аналитик повышает уровень своей профессиональный компетентности, используя различные средства: через свою практику; через прохождение личного анализа (а иногда проходя его повторно); принимая участие в индивидуальных и групповых супервизиях; посещая теоретические семинары и конференции, систематически знакомясь с психоаналитической литературой; а также находясь в постоянном контакте с коллегами и обсуждая с ними их и свою теоретическую и клиническую работу.

Особенно важно быть частью хорошо работающей группы квалифицированных коллег. Сегодня немыслимо быть изолированным аналитиком без возможности регулярных встреч с коллегами и обсуждения с ними своей клинической и теоретической работы. Поэтому ПИВЕ прилагает усилия также к развитию местных групп и учитывает этот аспект при отборе обучающихся в ПИВЕ и в принятии решений об их дальнейшей квалификации.

У каждого потенциального кандидата, живущего и работающего в стране, где нет признанного МПА общества ("Стади" (учебной) группы, временного общества или общества-члена МПА) и желающего вступить в Международную психоаналитическую ассоциацию, имеется два пути реализации этого желания.

Один путь – поступить в любой принадлежащий МПА институт или общество-член МПА в любой стране и выполнить программу подготовки, необходимую для членства в данном обществе. По окончании обучения кандидат может подать заявление о приеме в данное общество, и, таким образом, получить членство в МПА. В таком случае все, необходимое для подготовки, будет предоставлено этим институтом или обществом.

ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПИВЕ

Второй путь – пройти подготовку в Психоаналитическом институте для Восточной Европы, что дает возможность получить прямое членство в МПА.

 В данном случае заботу о проведении интервью, подготовке, и оценке кандидата берет на себя Институт. Все живущие на территориях, где нет принадлежащих к МПА институтов и обществ, и желающие получить психоаналитическое образование, могут подать заявление и быть зарегистрированными в Институте. Прошедшие отборочные интервью и регистрацию (зарегистрированные) анализанды и кандидаты получат подготовку при содействии Института, в тесном контакте с Советом Института и его сотрудниками.

• Аналитическая подготовка в Институте занимает обычно не менее 6-8 лет и организована следующим образом. (О дальнейших деталях можно справиться в учебном отделе ПИВЕ).

• Желающие стать обучающимися в ПИВЕ должны иметь законченное высшее образование, желательно медицинское или психологическое, и должны начать посещать летние школы ПИВЕ, чтобы установить свои первые контакты с ПИВЕ.

• Когда претендент определился cо своей мотивацией, он должен связаться со своим обучающим аналитиком или другим опытным аналитиком, авторизованным Институтом проводить анализ с кандидатами. Когда проект прохождения личного/учебного анализа становится достаточно реалистичным, претендент может подать заявление на ОТБОРОЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ для обучающихся в ПИВЕ, которые обычно проводятся во время Летней Школы ПИВЕ.

• Претендент должен послать свою АППЛИКАЦИОННУЮ ФОРМУ и письменное резюме - ПРЕЗЕНТАЦИЮ (короткую историю жизни, 2-3 страницы) ассоциированным директорам ПИВЕ по обучению в установленные сроки . Затем он должен принять участие в Летней Школе.

• Во время Летней Школы ПИВЕ заявитель должен представить свою клиническую работу (случай психотерапии или клиническое психологическое обследование) в малой группе или индивидуально преподавателю Школы, не столько, чтобы продемонстрировать свои знания, сколько для того, чтобы показать свои способности к работе с психологическими проблемами.

• Во время Летней Школы заявитель должен будет пройти ОТБОРОЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ с членами специально назначенного комитета, состоящего из двух аналитиков, которые, главным образом, будут обращать внимание следующие аспекты :

  • Способности личности к психоаналитической работе
  • Склонность к психоаналитическому мышлению
  • Мотивация
  • Интеграция и активность внутри местной группы коллег
  • Возраст (предпочтительно 30-45 лет)
  • Общий культурный уровень
  • Профиль университетского (высшего) образования (предпочтительно образование в сфере охраны психического здоровья)
  • Знание иностранных языков
  • Клинический опыт в психотерапии
  • Клинический опыт с психиатрическими пациентами
  • Количество посещений школ ПИВЕ и участие в других формах психоаналитического образования
  • Возможность регулярно участвовать в школах и семинарах ПИВЕ
  • Реалистичность проекта психоаналитического обучения
  • Финансовая возможность завершить психоаналитическое обучение.

Преимущества в одних сферах могут компенсировать недостатки в других, однако общая (интегральная) оценка должна быть на высоком уровне.

На указанной основе ПИВЕ будет отбирать ОГРАНИЧЕННОЕ ЧИСЛО НОВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ каждый год.
• Если в последствии аппликант выберет проект обучающего анализа, отличающийся от первоначального, то прежде, чем приступить к его реализации, он должен проконсультироваться с ассоциированным директором по обучению, чтобы получить информированное мнение последнего.

• Положительный результат первого отборочного интервью действителен в течение ТРЕХ ЛЕТ. Если, по истечению этого времени аппликант не начал свой обучающий анализ, то он должен пройти повторное интервью.

• После утверждения в Институте проекта своей подготовки, аппликант может подать заявление о предоставлении ссуды, если ей/ему требуется финансовая помощь для реализации этого проекта.

• Заявители, прошедшие ПЕРВОЕ ОТБОРОЧНОЕ ИНЕРВЬЮ, обязаны известить Учебный отдел ПИВЕ, когда они приступают к личному анализу и кто их аналитик. Только после этого они обретают статус ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО АНАЛИЗАНДА.

• Все обучающиеся в ПИВЕ (зарегистрированные анализанды и кандидаты) должны ежегодно посещать, по крайней мере, одну школу или один семинар ПИВЕ.

• Всем зарегистрированным анализандам и кандидатам следует иметь МЕНТОРА, к которому они смогут обращаться с вопросами и за советом по поводу своей подготовки. Ментор избирается из числа членов Совета Института, его сотрудников и советников. Институт менторства учрежден для того, чтобы дать возможность каждому студенту всесторонне обсуждать проблемы, связанные с обучением, с одним из учителей, и советоваться по поводу своей клинической работы с опытным аналитиком, не являющимся официальным супервизором. Обучающиеся должны присылать своим менторам отчет обо всей своей учебной деятельности в конце каждого года.

• Согласно принятому положению, обучающий анализ может проводить только обучающий аналитик или другой опытный аналитик, член МПА, авторизованный Институтом проводить обучающий анализ в рамках психоаналитической подготовки. Как правило, обучающий анализ проводят 4 раза в неделю, в общем количестве не менее 600 сессий. Обучающий анализ может быть продолжен и после окончания обучения.

• ПИВЕ признает абсолютную конфиденциальность отношений кандидата и обучающего аналитика. Институт не запрашивает у обучающего аналитика никакой информации, формальной или неформальной, относительно анализанда, не пользуется подобной информацией и не соглашается пользоваться ею ни при каких обстоятельствах, ни в какой форме, и ни для какой цели, связанной с деятельностью Института.

• Институт может авторизовать ограниченное количество случаев «шаттл-анализа» или «конденсированного анализа» в регионах, где желающие получить психоаналитическое образование не могут найти возможность проходить нормальный анализ, вследствие географической удаленности или по другим причинам.

• «Шаттл-анализ» и «конденсированный анализ» может проводить только обучающий аналитик, с частотой не менее 100 сессий в год, длительностью не менее 400 сессий. Разумеется, это приблизительная оценка, поскольку решение о длительности и времени окончания анализа может ответственно принять только обучающий аналитик совместно с находящимся в обучении кандидатом. Сессии по скайпу допустимы при шаттл-анализе, но только в качестве дополнительных сеансов, они не могут включаться в минимальные 100 годовых и минимальные 400 итоговых сессий. При прохождении шаттлового и конденcированного анализа недопустимо иметь более двух сессий в день.

• Когда зарегистрированный анализанд пришел к выводу, что ее/его анализ достиг определенной глубины (обычно это мнение обсуждают и уточняют с аналитиком), и что это позволяет лучше понять свой внутренний мир, можно подать заявление о прохождении ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИНТЕРВЬЮ. Заявления о вступительных интервью не следует подавать, проделав менее 300 сессий личного анализа (или 150 сессий в случае «шаттл-анализа» или «конденсированного анализа»). В процессе интервью специально назначенная комиссия (состоящая из двух опытных обучающих аналитиков) оценивает, совместно с заявителем, целесообразность начала первого контрольного случая под супервизией. Обсуждению на интервью также подлежит сам проект супервизии и план теоретического обучения. Если результат вступительных интервью оказывается положительным, заявитель становится КАНДИДАТОМ ИНСТИТУТА. Во время вступительного интервью оцениваются е аспекты, (допуск к аналитической клинической работе), отличные от тех, которые находятся в фокусе первого интервью. Поэтому положительный результат на первом отборочном интервью не означает, что исход вступительного интервью будет обязательно положительным. Вступительные интервью проводятся на школах и семинарах ПИВЕ. Аппликации должны быть посланы ассоциированному директору по обучению не позднее, чем за месяц до Школы.

• Во время школы или семинара ПИВЕ аппликант должен снова представить свою КЛИНИЧЕСКУЮ РАБОТУ (психотерапию или клиническое психологическое исследование) в малой группе или индивидуально преподавателю школы, чтобы продемонстрировать не столько свои знания, сколько уровень своей восприимчивости и понимания в обращении с возникшими психологическими проблемами.

• Положительный результат вступительного интервью действителен в течение ТРЕХ ЛЕТ. Если по истечению этого периода аппликант не начал свой супервизионный случай и программу теоретического обучения, он должен пройти повторное интервью. При негативном результате могут быть повторно назначены как отборочные, так и вступительные интервью. Комитет по образованию может установить минимальную временную дистанцию для прохождения повторных интервью.

• Для теоретического обучения кандидату следует интенсивно использовать СЕМИНАРЫ, ежегодно посещая не менее одной школы или одного семинара ПИВЕ (одна неделя), а также специальные семинарские занятия для кандидатов ПИВЕ (ТСР). Можно также посещать (в качестве гостей) семинары в Институтах любого другого психоаналитического общества МПА и некоторые признанные семинарские программы с обучающими психоаналитиками МПА, организованные местными группами. Всем кандидатам также предлагается получить определенное обучение по детскому и подростковому психоанализу (например, посещение школы ПИВЕ по детскому и подростковому психоанализу). Теоретические семинары должны длиться четыре года, общий объем не менее 360 часов. (Учебный отдел Института может предоставить дополнительную информацию о том, где можно получить теоретическое обучение).

• Кандидаты могут приступить к первому аналитическому случаю, четыре раза в неделю, под супервизией. По истечении некоторого времени, обсудив свою работу и свое намерение с первым супервизором, кандидат может начать второй аналитический случай со вторым супервизором. Рекомендовано также обсуждать все предпринимаемые шаги с ментором.

• Один из двух контрольных случаев может быть с ребенком или подростком. В таком случае супервизором должен быть обучающий аналитик, специализирующий в детском и/или подростковом анализе.

• Супервизии должен осуществлять обучающий аналитик или очень опытный аналитик, назначенный Институтом. Как правило, супервизии проходят раз в неделю, продолжаются не менее двух лет каждая, при количестве супервизий не менее 40 в год. Суммарно на два контрольные случая должно приходиться не менее 160 часов супервизии. Целесообразно также, чтобы кандидат и супервизор обсудили случай прежде, чем начинать работу с ним.

• Супервизоры должны ежегодно посылать отчет о супервизии Ментору супервизируемого.

• Кандидаты должны информировать Учебный отдел Института о том, когда они приступили к работе над контрольным случаем, и кто их супервизор. Им следует обсудить со своим супервизором, годится ли данный пациент для контрольного случая. При особых обстоятельствах, супервизию можно проводить по скайпу, телефону или, иногда, также по электронной почте или по факсу, однако необходимо в этом случае иметь достаточное количество очных супервизий.

• Кандидатам, которые вели контрольные случаи, находясь в шаттл-анализе, следует начать третью супервизию работы с пациентом, не прерывающейся периодическими отъездами аналитика. Это может быть и групповая супервизия, начатая после вступления кандидата в МПА.

• В течение всего периода обучения кандидат должен принимать активное участие в работе своего местного психоаналитического общества, в мероприятиях Института, особенно в ежегодных семинарах для членов и кандидатов ПИВЕ, а также, в статусе гостя, в международных психоаналитических встречах (устраиваемых институтами МПА и обществами-членами МПА).

• Кандидату желательно иметь знакомство с психиатрической практикой и опыт работы с психиатрическими больными, в качестве сотрудника или добровольца в одном из психиатрических лечебных учреждений.

• По завершении двух контрольных случаев и окончании теоретического семинара кандидат может подать заявление о вступлении в МПА (прямое членство). Заявление направляют ассоциированному директору Института по обучению, с приложением curriculum vitae. Кроме этого, кандидат должен приложить письменное удостоверение, в котором его/ее аналитик указывает только дату начала и дату окончания обучающего анализа (или утверждение, что анализ еще продолжается). Кандидат получит уведомление относительно того, кто будет проводить оценку представленных случаев, и должен отослать своим экзаменаторам письменное описание двух случаев. Один экземпляр описаний посылают ассоциированному директору по обучению. (Учебный отдел Института даст более подробную информацию о том, как следует писать отчеты о случаях). Экзаменаторы получают отчеты от супервизоров и обсуждают с кандидатом ее/его работу. Принимается во внимание также активная вовлеченность кандидата в работу его местной аналитической группы. При положительной оценке Институт направляет Исполнительному совету МПА рекомендацию внести вопрос о присуждении кандидату прямого членства в МПА в повестку дня следующего Делового совещания (business meeting на конгрессе МПА), на котором состоится голосование. При положительном результате голосования кандидат официально получает статус прямого членства в МПА. Деловое совещание МПА проводится раз в два года, во время Конгресса МПА.

• В странах, где еще нет обучающих аналитиков, Совет ПИВЕ имеет право авторизации некоторых членов МПА для проведения обучающего анализа с аппликантами, успешно прошедшими ориентировочные интервью в ПИВЕ. Члены МПА, которые активно работают как аналитики и находятся в активном контакте с ПИВЕ (посещая семинары и конгрессы), могут просить о такой авторизации не ранее, чем через три года после избрания в члены МПА, предъявив письменный отчет о текущем или недавно завершенном аналитическом случае, не совпадающем с контрольными случаями, представленными для вступления в МПА. Обучающий анализ в этом случае должен соответствовать стандарту (не быть шаттл-анализом). Они могут быть авторизованы вести анализ не более чем с 3 кандидатами в целом, и тренинг анализы, которые они авторизованы вести, должны проходить в стандартном, а не шаттловом, сеттинге.


Институт намерен применять данные требования гибко, исходя из понимания, что психоаналитическое обучение в новых регионах трудно проводить согласно стандартному образцу. Мы приветствуем плодотворные альтернативные точки зрения и подходы, и готовы коллегиально их обсуждать и оценивать. В некоторых случаях, когда для этого имеются достаточные основания, мы делаем исключения из правил. Однако мы не рекомендуем кандидатам следовать схеме обучения, при которой каждый пункт программы отрабатывают на минимально допустимом уровне или ниже.
Многие кандидаты начали свое обучение до того, как были сформулированы
основные пункты этих требований (например, первые или вторые интервью не требовались или их проводили в других институтах). Мы будем подходить к каждому случаю индивидуально, помня о том, что изменившиеся правила не имеют обратной силы. Получив регистрационные формы от зарегистрированных анализандов и кандидатов, Учебный отдел направит каждому подтверждение ее/его статуса в Институте и список требований, которые нужно выполнить для завершения образования.


До прохождения окончательной квалификационной оценки кандидаты не должны предпринимать стандартное психоаналитическое лечение пациентов без супервизии. До этого момента рекомендуется ограничиться психоаналитической терапией. Мы выдвигаем эти рекомендации для того, чтобы предупредить возможность практики дикого анализа и дискредитации метода самими аналитическими кандидатами (или зарегистрированными анализандами).

 
Web & Hosting: Ivan Korolevskiy  
Ivan Korolevskiy